Домен РФ: все хорошо, или только так кажется?

Домен РФ - первые итоги

По состоянию на первый рабочий день января 2010 года, ведущий российский регистратор доменов RU-CENTER, на долю которого приходится свыше 90%* зарегистрированных в ходе первого месяца приоритетной регистрации доменов, зарезервировал 5058 доменов .РФ по заявкам владельцев товарных знаков.
С 25 ноября 2009 года по 11 января 2010 года специалисты RU-CENTER обработали 14038 заявок на домены .РФ, из них 8117 – от правообладателей товарных знаков. Более 35% заявок от владельцев товарных знаков были отклонены по различным причинам.

О домене РФ.

Идея создания доменной зоны .РФ появилась сравнительно недавно – в 2007 году, однако кириллические доменные имена появились в Интернете гораздо раньше. В 2001 году, когда IDN только тестировались, в зонах NET и COM их стала регистрировать компания VeriSign.
После начала официального развертывания IDN в 2003 году активно обсуждалась возможность внедрения кириллических доменов в зоне RU. Более того, к концу 2006 года все было готово к старту их регистрации, однако этого так и не произошло. Русскоязычные доменные имена в зоне RU было решено не вводить из-за не доработки в правилах их регистрации: в качестве владельца латинского домена и его кириллического аналога могло выступать только одно лицо. Это привело к всплеску фишинга и киберсквоттинга: мошенники стали регистрировать имена, написанные латиницей, чтобы затем претендовать на их "графически похожий" русскоязычный вариант. Одновременно с этим корпорация ICANN заявила о возможности скорого внедрения доменов верхнего уровня на национальных языках, что и вовсе сделало поддержку кириллицы в зоне RU нецелесообразной.
Окончательный выбор в пользу кириллического домена верхнего уровня был сделан в июне 2007 года, когда Координационный центр домена RU (КЦ) принял официальное решение не вводить русскоязычные имена в зоне RU. В октябре 2008 года Россия подала в корпорацию ICANN предварительную заявку на делегирование ей доменной зоны .РФ по ускоренной процедуре (Fast Track).
Такое обозначение для кириллического домена было выбрано потому, что оно несет в себе смысловое значение для жителей России, а уникальный кириллический символ «Ф» позволяет рядовому интернет-пользователю однозначно установить, что он имеет дело с кириллическим доменным именем. Это существенно снижает опасность фишинга – противозаконных действий, которые заключаются в размещении на графически похожих доменах веб-сайтов, созданных для получения паролей, номеров кредитных карт и других персональных данных интернет-пользователей.
Стоит отметить, что создание домена .РФ стало возможным благодаря поддержке со стороны представителей российского интернет-сообщества и высшего руководства страны.
Так, о необходимости скорейшего делегирования России кириллической доменной зоны уже не раз заявлял Президент России Дмитрий Медведев.
А по результатам акции «Поддержи Россию, проголосуй за .РФ!», которую в июне этого года провела компания RU-CENTER, за внедрение национального домена с символами русского языка высказалось более половины принявших в ней участие интернет-пользователей. Акции предшествовал опрос клиентов RU-CENTER, в ходе которого выяснилось, что 70,4% из них поддерживают идею создания русскоязычного домена верхнего уровня.
Возможность делегирования домена РФ также одобрили Региональный общественный центр Интернет-технологий (РОЦИТ), Союз Операторов Интернет, Ассоциация «Интернет и бизнес», Ассоциация научных и учебных организаций – пользователей электронных сетей передачи данных (РЕЛАРН). Эти организации представляют интересы бизнеса, операторов связи и российских интернет-пользователей.
Рассмотрение российской заявки на получение доменной зоны .РФ начнется уже 16 ноября 2009 года в рамках процедуры Fast Track. После ее одобрения стартует процесс делегирования домена - он продлится до трех месяцев.
По поручению Министерства связи и массовых коммуникаций России функции администратора зоны .РФ будет выполнять Координационный центр домена RU. Организацией уже подготовлен комплект документов, необходимых для начала регистрации доменных имен в кириллическом домене, а также озвучен график его внедрения.

Отказы в регистраци и домена РФ.

Чаще всего отказ получают владельцы товарных знаков, подавшие заявки на доменные имена, не воспроизводящие товарные знаки полностью (30% от общего числа отказов), а также владельцы товарных знаков, включающих в себя слова, состоящие из латинских букв (30%). В 15% случаев отказ связан с тем, что заявку на домен подал не правообладатель, в 8% - товарный знак полностью состоит из нечитаемых графических элементов. Еще по 1% набрали следующие причины отказа: не завершена процедура регистрации товарного знака, т.е. у правообладателя нет на руках свидетельства о регистрации; истек срок действия регистрации товарного знака; регистрации товарного знака аннулирована и др.
Есть и не совсем обычные причины отказа. Так компания Philip Morris не смогла зарегистрировать домен ПАРЛАМЕНТ.РФ на основании свидетельства на товарный знак «ПАРЛАМЕНТ». Реестр домена РФ отклонил заявку на домен, так как «значение параметра противоречит политике реестра, имя запрещено к использованию». Это, по всей вероятности, связано с параллельным процессом резервирования доменов для государственных нужд (аналогичный отказ реестр выдал и в отношении доменов Орёл.рф и Страна.рф).
В RU-CENTER поступило около 70 «парных заявок» от владельцев схожих товарных знаков, зарегистрированных по разным классам товаров и услуг. Так, на 129 доменов претендуют сразу по 2 заявителя, имеющие приоритетные права на соответствующие русскоязычные словесные товарные знаки, на 11 доменов претендуют сразу по 3 заявителя, а на домен Радуга.рф выстроилась очередь из 5 заявителей. По ныне действующему Положению о приоритетной регистрации доменов РФ домен регистрируется на имя первого обратившегося правообладателя.

В домене РФ впереди - Москва.

Чаще всего отказ получают владельцы товарных знаков, подавшие заявки на доменные имена, не воспроизводящие товарные знаки полностью (30% от общего числа отказов), а также владельцы товарных знаков, включающих в себя слова, состоящие из латинских букв (30%). В 15% случаев отказ связан с тем, что заявку на домен подал не правообладатель, в 8% - товарный знак полностью состоит из нечитаемых графических элементов. Еще по 1% набрали следующие причины отказа: не завершена процедура регистрации товарного знака, т.е. у правообладателя нет на руках свидетельства о регистрации; истек срок действия регистрации товарного знака; регистрации товарного знака аннулирована и др.
По количеству доменов .РФ, зарегистрированных через RU-CENTER, лидирует Москва: на столичных владельцев товарных знаков приходится более половины всех регистраций в кириллической зоне. За "городом федерального значения" с большим отрывом следует Московская область - 11,4%. Замыкает тройку лидеров по количеству зарегистрированных .РФ вторая столица - Санкт-Петербург, почти 8%.
Составить конкуренцию центральным регионами может лишь Свердловская область, в которой зарегистрировано 2,9% доменов .РФ. Однопроцентный барьер удалось преодолеть Новосибирской, Челябинской, Ростовской областям и Пермскому краю. Остальные регионы не смогли подойти даже к этому символическому рубежу.
Стоит также отметить, что 7% всех доменов .РФ, зарегистрированных через RU-CENTER, приходятся на резидентов иностранных государств.
В декабре 2009 года состоялся ряд семинаров и круглых столов, на которых специалисты по охране интеллектуальной собственности обсудили действующее Положение о приоритетной регистрации доменов .РФ, возможность доработки и дополнения этого документа, а также перспективы «столкновений» товарных знаков и доменных имен при открытии кириллического домена РФ. В настоящее время продолжаются консультации RU-CENTER со специалистами Роспатента и Российского государственного института интеллектуальной собственности (РГИИС). Все предложения, собранные на семинарах и в ходе консультаций, в ближайшее время будут переданы в Комитет по совершенствованию правил регистрации доменных имен, который сформирован на базе Координационного центра национального домена сети Интернет.

А все ли так хорошо в домене РФ?

Итак, 25 ноября 2009 года с помпой стартовал период приоритетной регистрации доменных имен в российском национальном кириллическом домене .РФ. В борьбе за клиентов крупнейшие регистраторы, аккредитованные в русскоязычной доменной зоне, заранее подготовились к этому событию: предварительные заявки на имена .РФ от правообладателей принимались ими заблаговременно. И вот, 25 ноября в полдень все они были переданы в Координационный центр национального домена сети Интернет (КЦ), который выполняет функции администратора доменной зоны .РФ.
Поначалу казалось, что все идет по плану. Многочисленные сообщения СМИ, появившиеся в первый день приоритетной регистрации, пестрили названиями известных брендов, пожелавших «застолбить» домен в «эрэфнете» одними из первых. Однако эйфория от популярности кириллического доменной зоны оказалась недолгой. В прессу достаточно быстро просочилась любопытная информация о том, что одна из российских компаний оказалась более предприимчивой других и смогла, не нарушая правил, подать заявки на приоритетную регистрацию доменов .РФ, совпадающих с общеупотребимыми словами русского языка: Секс.рф, Банк.рф, Знакомства.рф, Кино.рф и др.
На лицо – вопиющий случай киберсквоттинга. И это при том, что представители Координационного центра неоднократно заявляли, что правила регистрации доменов .РФ тщательно проработаны и беспокоится насчет возможного захвата наиболее привлекательных имен не стоит. В свете этих заверений тот факт, что целый ряд «красивых» доменов оказался в руках коммерческой структуры в самый первый день регистрации, по праву возмутил российскую интернет-общественность. С новой силой зазвучали голоса скептиков, уверенных в том, что домен .РФ создается для наживы регистраторов, его появление приведет к всплеску киберсквоттинга и не принесет рядовым пользователям ничего, кроме неудобства и путаницы. Одним словом, дискуссия развязалась нешуточная.
Кому же достались злополучные домены .РФ, послужившие причиной скандала? Их обладателем стал «Центр эффективных технологий и информационных систем» («ЦЭТИС»). Компания зарегистрировала их через регистратора «Рег.ру». Самым дотошным журналистам удалось раскопать подтверждения аффилированности этих двух компаний. Существование такого своеобразного «дуэта» не могло не вызвать интереса у СМИ. И хотя его участники в комментариях прессе всячески пытались отмести любые подозрения в свой адрес, списывая все на волю случая, их объяснения выглядели не очень убедительно, что только подлило масла в огонь.
Естественно, не остался в стороне и вопрос о том, как же «ЦЭТИС» сумел получить в приоритетном порядке домены, совпадающие со словами из словаря. Формально все оказалось вполне корректно: для их регистрации компания предъявила свидетельства на соответствующие товарные знаки. Таким образом, строгих правил, разработанных для домена .РФ, «ЦЭТИС» не нарушил. Права на товарные знаки были также получены им в Роспатенте вполне законно. Казалось бы, российское законодательство ограничивает регистрацию товарных знаков, совпадающих с общеупотрепотребимыми словами. Однако есть маленький нюанс: этот запрет действует только в том случае, если значение слова, регистрируемого в качестве товарного знака, напрямую указывает на ту сферу деятельности, в которой он будет использоваться. То есть, например, невозможно зарегистрировать слово «кино» для обозначения услуг киноиндустрии, зато для товаров по классу «водонагреватели, светильники, фонари…» это вполне допустимо. Именно этим путем и пошел «ЦЭТИС». В частности, слово «кредит» было зарегистрировано им для категории товаров «кружева зубчатой формы; ленты; ленты орденские; ленты эластичные и т.д.», а пресловутое слово «секс» - по классу «сумки женские, сумки пляжные, чемоданы и т.д.». Правда, сразу после разразившегося скандала компания быстро заявила о том, что «Секс» - это новая линия ультрамодных аксессуаров, и стремление получить, пожалуй, один из самых привлекательных доменов в зоне .РФ здесь вовсе ни при чем.

© Кондратюк И.В., 2010.